Адгезионную грунтовку для пластика
Окрашивание пластика и проблемы связанные с этим
Время от времени, вероятно, появляются жалобы потеря адгезии лакового покрытия к пластиковым компонентам, часто недооцененные трудозатраты на подготовку таких элементов для окраски, заставляют задуматься многих маляров, менеджеров и владельцев окрасочных мастерских. Для лакокрасочного цеха окраска пластика — самый сложный случай из-за разнообразия пластмасс и элементов, которые поставляются незаконченным (без заводской подложки OEM). Только около 13 видов пластмасс обычно используются в автомобильной промышленности:
— РР (37% производства), полиуретаны
— Композитные системы (11,5%),
— РС поликарбонат (7%).
Поэтому на практике мы имеем наибольшую вероятность того, что, например, бампер, спойлер, который пойдет на покраску, будет изготовлены из полипропилена или модифицированного полипропилена например, с этилен-пропиленовым каучуком. Мы столкнёмсят с ABS при покраске корпусов зеркал или колпаков и РС / PBT при покраске крыльев, задних крышек.
ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ
Причина трудностей с получением адгезии к пластику это его низкое поверхностное натяжение. Вопрос в том, что это — поверхностное натяжение на самом деле?
Чтобы получить адгезию к чистому пластику его поверхность должна быть смочена грунтовкой или лаком.
Высокое поверхностное натяжение — большой предельный угол — плохое смачивание поверхности
Низкое поверхностное натяжение — небольшой предельный угол — хорошее смачивание поверхности
Экспериментально контактный угол представляет собой контактный угол — угол между плоскостью твердого тела, на которой осаждается капля растворителя, и поверхность, касающаяся капли в ее точке контакта с телом постоянная. Чем выше значение угла контакта, тем меньше вероятность получение хорошей адгезии покрытия к пластику.
Процесс смачивания происходит, если поверхностное натяжение грунтовки меньше поверхностного натяжения материала.
К сожалению, обычно это не так.
Примеры поверхностного натяжения пластмасс в зависимости от типа пластика указывается сила поверхностного натяжения в mN/ m :
Чтобы получить хорошую адгезию грунтовки к пластику, нужно достичь поверхностного натяжения 44-56 мН /м. Для этого необходимо использовать в грунтовке или специальном лаке смачивающие агенты или выбирать подходящие разбавители, что позволяет увеличить поверхностное натяжение материала до степени, которая способна обеспечить адекватную адгезию.
В малярных цехах проблема адгезии чаще всего решается с помощью промоторов адгезии. И об этом чуть позже.
КАК ОНИ ДЕЛАЮТ ЭТО НА ФАБРИКЕ?
Для обеспечения надлежащей адгезии лакового слоя к поверхности при серийном производстве таких элементов, как бамперы
Наиболее распространенные способы активации:
- обработка пламенем (активация поверхности происходит путем
- активация поверхности пропановой горелкой),
- грунтование химическими грунтовками (чаще всего используется
хлорированные полиолефины — вредны для окружающей среды
выбросы летучих веществ (ЛОС).
Есть, конечно, много других способов активации поверхности материала, которые используются на заводе, например, активация коронарном разряде, плазме низкого давления, атмосферная плазма, фторирование.
ВОЗМОЖНОСТИ В МАСТЕРСКОЙ
Как упоминалось ранее, к сожалению, наиболее распространенные материалы полипропилен и его модификации как раз и вызывают большинство проблем в окраске пластика. В этом случае промоторы адгезии (промоторы адгезии) являются хорошим решением.
Другие наиболее часто используемые материалы: ABS, PC, PC / PBT они окрашиваются без промоторов адгезии. Хотя на практике многие малярные мастерские придерживаются принципа, что лучше всегда использовать усилитель адгезии, чем терять деньги ведь стоимость любой переделки, намного выше стоимости использования промотора адгезии. Задача промоутеров адгезии — это уменьшение поверхностного натяжения на границе материал-пластик. Они имеют отличные проникающие свойства и без проблем смачивают поверхность материала получая отличную адгезию.
Растворы, обеспечивающие адгезию к пластику:
1. Усилитель адгезии, наносимый в виде отдельного праймера на
пластиковые поверхности (например 20/51 ГРУНТ АДГЕЗИОННЫЙ ДЛЯ
ПЛАСТИКА AUTOP PROFESSIONAL )
2. Усилитель адгезии, добавляемый в качестве добавки к лаку (например,
добавка, повышающая адгезию к пластику СПЕКТРАЛ ПЛАСТ 825)
3. Специализированные грунтовки, посвященные окраске пластмасс например Cardea® 2K Грунт по Пластику
Видео об использовании усилителя адгезии на разных материалах
КАКОЕ РЕШЕНИЕ ЛУЧШЕ?
В техническом плане каждое из представленных решений обеспечивает очень хорошую адгезию к материалу пластика. Основное преимущество использования промоутеров в виде дополнения к грунтовке или фундаменту для пластмасс значительно сокращается время покраски за счет исключения дополнительной операции нанесения грунтовки для адгезии.
Промоутер адгезии в виде отдельно средства для нанесения.
например 20/51 ГРУНТ АДГЕЗИОННЫЙ ДЛЯ ПЛАСТИКА AUTOP PROFESSIONAL
- может наносится непосредственно на пластик и под финишные покрытия
в виде базовой краски или лака. - может наносится и обеспечивать адгезию на аллюминий, нержавейку,
черный и цветной металлы, стекло и т.д. - может быть представлен в форме аэрозоля, что избавляет от надобности
мыть оборудование.
- удлинение времени нанесения из — за того что необходимо время для
высыхания слоя усилителя. 2-у этапное нанесение.
Нанесение адгезионной грунтовки (SPECTRAL ПЛАСТ 705) — 2-х этапный процесс
Усилитель адгезии, добавляемый в качестве добавки к лаку
например добавка, повышающая адгезию к пластику СПЕКТРАЛ ПЛАСТ 825
- уменьшение времени нанесения 1-но этапное нанесение.
- может применяться как добавка ко всем материалам грунтов как
эпоксидные грунты и акриловые, и типам грунтов таким как «мокрый по
мокрому» так и наполнители. - при разбавлении 1:1 может использоваться как отдельный грунт по
пластику
- необходимо перед нанесением составлять смесь из добавки и
материалов
Нанесение акриловой грунтовки в мокром по мокрому варианте с усилитель адгезии (SPECTRAL PLAST 825) — 1-этапный процесс
Специализированные грунтовки, посвященные окраске пластмасс например Cardea® 2K Грунт по Пластику
- уменьшение времени нанесения 1-но этапное нанесение.
- может наносится как в версии наполнителя так и в версии «мокро на
мокро»
- очень узкая специализация, только для пластика.
- высокая цена
Экономические соображения
Как сократить расходы лакировка пластмасс? Посещение магазинов краски и изучение данных продаж показывают, что самая распространенная технология (на мой взгляд, более чем в 90% случаев) стоит использовать отдельный праймер для решения проблем с адгезией к синтетическим материалам. Источником экономии для малярного цеха является возможность сокращение времени путем перехода от двухэтапного процесса к 1-шаговому процессу, но в основном мастера или сервисы предпочитают держать на полке склада один дешёвый продукт чем специальный и дорогой 2K грунт или задумываться над пропорциями смешения с дополнительной добавкой. Мало того многие не любят эти добавки, поскольку грунт или лак с такими добавками очень плохо позже обрабатывается.
Но если обобщить потенциальные затраты на дополнительное нанесение праймера, повышающего адгезию по отношению ко времени (потребление энергии в камере распыления) и предположить что количество окрашиваемых элементов из пластика не менее 2-х в сутки в отдельных циклах покрасочной камеры то затраты в год составят около 1000 евро, только на затраты по работе камеры, т.е. в течении года получаем где — то 120 часов. Каждый владелец знает, что в его мастерской есть человеко-часы, и он может легко рассчитать потенциальную экономию. К этому следует добавить возможность увеличения потока автомобилей через окрасочную камеру за счет сокращения времени в один этап. Этих аргументов должно быть достаточно, чтобы убедить менеджеров на переходу на 1-этапный процесс с использованием усилитель адгезии или специализированной грунтовки для пластика. Масштаб экономии конечно увеличивается, если ремонт пластика доминирует в структуре ремонтов сервиса. Для гаражей и небольших мастерских конечно такой острой проблемы и экономии нет.
Промоторы адгезии (независимо от используемого технологического варианта) являются очень важным компонентом, гарантирующим получение адгезия к пластику. Не менее важный компонент правильная подготовка поверхности использование очистителя для пластмасс с антистатическими свойствами, правильный выбор абразивных материалов, использование эластичной шпаклёвки для пластмасс, пластификаторов для соответствия эластичности покрытия к основанию и т. д.
Соблюдение технологических рекомендаций при покраске пластика означает отсутствие нареканий, хороший ночной сон и возможность создания репутации в малярном цехе в долгосрочной перспективе.
Усилитель адгезии для пластика в авторемонте, стоит ли овчинка выделки?
Всем доброго дня. Очередная практическая статья по технологиям окраски автомобилей, в этот раз поговорим про усилители адгезии для пластика.
Ни для кого не секрет, что в современных автомобилях, довольно много окрашенных пластиковых деталей (бампера, крылья, зеркала, молдинги). Многие из этих деталей являются «расходниками», так как при малейшем ДТП трескаются и после заменяются. Для того чтобы сэкономить, на их окрашивании, применяется метод окраски «по мокрому», и для исключения матования, применяются усилители адгезии.
Прежде всего, договоримся о терминах.
Адгезия — сцепление поверхностей разнородных твердых и/или жидких тел.
Усилитель адгезии – специальный однокомпонентный грунт, для последующего окрашивания без матования.
Технология работы с усилителем адгезии следующая:
Усилитель адгезии наносится на чистый, предварительно обезжиренный пластик, одним тонким слоем. Выдержка перед нанесением последующего материала должна составлять 5-10 минут. На усилитель адгезии могут наноситься двухкомпонентные материалы на акриловой основе, а также однокомпонентные базовые покрытия (металлики).
Наша практика использования.
Многие люди верят рекламе, и не любят шкурить, мы тоже не любим, шкурить, но, не смотря на, то, что мы красим в гараже, мы даем гарантию на работы! Так вот в случае использования усилителя адгезии примерно в 30 процентах случаев краска облазит в течение первого года! После того как к нам в третий раз обратились с претензией на отвалившуюся кусками краску мы отказались от использования любых усилителей адгезии и по старинке матуем поверхность, грунтуем акриловым грунтом, и красим, но про это отдельная статья.
Преимущества и недостатки.
Преимущество у усилителя адгезии всего одно – он уменьшает время окрашивания детали, при условии нанесения покрытия методом «мокрый по мокрому». В случае с межслойной сушкой и матованием усилитель адгезии бесполезен!
Главный недостаток — краска отваливается крупными кусками! При классическом окрашивании, «по сухому» на матовую поверхность, сколы остаются сколами, царапины – царапинами.
Вывод.
Если вам надо максимально быстро окрасить пластиковую деталь, и автомобиль делается не для себя, можно воспользоваться усилителем адгезии. Несколько месяцев краска гарантировано не отвалиться.
Если вы делает автомобиль для себя, то лучше все сделать по технологии, качественными материалами, «на сухую», с промежуточными матованиями.
Если у вас остались вопросы про то, как применять усилитель адгезии для пластика в авторемонте и про целесообразность его применения пишете комментарии.
Подготовка нового бампера к покраске
Бампера, сделанные из термопластиков (такие как полиэтилен, полипропилен и др.) имеют плохую адгезию с лакокрасочным покрытием. Говоря научным языком, у них низкая поверхностная энергия. Кроме того, большинство новых пластиковых бамперов очень гладкие. Другой причиной, ухудшающей адгезию краски к бамперу, является специальный разделительный состав (смазка), который применяется в процессе производства бамперов, для лёгкого отделения готового бампера от пресс-формы. Этот состав содержится как на поверхности пластика, так и в самом пластике. В состав современных бамперов входит от 3% до 5 % разделительного состава. Это может быть воск, силикон и другие вещества, которые будут препятствовать краске хорошо держаться на бампере.
Кроме низкой поверхностной энергии и наличия разделительной смазки, пластик очень гладкий, что является ещё одной причиной, дающей плохую адгезию краски. Неправильная подготовка бампера к покраске станет причиной отслаивания краски, как самостоятельное, так и от сколов при мойке (см. фото).
Чтобы получить надёжное сцепление краски с бампером нужно его правильно подготовить. Рассмотрим процедуры подготовки, которые необходимо проделать для улучшения адгезии лакокрасочного покрытия.
Подготовка нового бампера к покраске
Подготовка пластикового бампера к покраске включает следующие этапы:
- Мойка мыльной водой. Можно дополнительно использовать серый скотч-брайт. Также вместо мыльной воды можно применять некоторые матирующие пасты (имеющие в составе моющие вещества). Некоторые маляры используют Comet для этой цели. Главная задача первоначальной мойки – отмыть разделительную смазку (воск, силикон, либо мыло), находящуюся на поверхности бампера (для отделения от пресс-формы во время его изготовления). Нужно, чтобы вода перестала стекать как с восковой поверхности (см. фото). Новый бампер лучше отмыть с обеих сторон. После тщательной мойки нужно смыть остатки мыла чистой водой.
- Нагревание (выпаривание). Как было упомянуто выше, в пластике бампере содержится небольшое количество разделительного заводского состава, который может проникать на поверхность и ухудшать адгезию краски. Рекомендуется нагревать бампер в течение 20 минут феном. Нужно следить, чтобы горячий воздух не расплавил пластик. Температура воздуха, доходящего до бампера не должна превышать 80 градусов по Цельсию. Воск, силикон или другие вещества (разделительный состав) должен выступить на поверхность.
- После того, как бампер немного охладится, нужно смыть выступившие вещества мыльной водой со скотч-брайтом. Нужно мыть пластик, пока он тёплый, после полного охлаждения выступившие вещества могут частично снова впитаться в пластик.
- После мойки бампер нужно высушить и сделать антистатическую обработку. Подробнее этот этап рассмотрим ниже в этой статье.
- Обезжиривание.
- Нанесение специального грунта для пластика, увеличивающего адгезию.
Антистатическая обработка
Большинство пластиков плохо проводят электричество или вообще являются изоляторами. В результате, они имеют тенденцию накапливать статический заряд, который притягивает пыль и мелкие частички мусора. Статическое электричество чаще возникает при очень низкой влажности воздуха. Особенно это заметно зимой, при наличии «сушащего» отопления. Сохраняя влажность воздуха выше 50%, снизит вероятность появления статического заряда.
При наличии статического электричества на пластике, протирка липкой салфеткой не может удалить все частички мусора.
Вода помогает убрать статический заряд. Поэтому уже на этапе мойки статическое электричество на пластике уменьшается. Это ещё одно полезное свойство мойки перед покраской.
Если на пластике есть признаки наличия статического электричества, то можно дополнительно использовать самодельное антистатическое средство: 8 частей дистиллированной воды + 2 части изопропилового спирта. Нанести средство можно при помощи щётки (или кисточки) с мягкой щетиной, смоченной в этом средстве. Далее нужно протереть поверхность безворсовой тряпкой и высушить обдувом сжатого воздуха. К бамперу перестанет липнуть пыль.
Грунт для пластика, повышающий адгезию
Есть брутальный способ увеличить адгезию пластика к краске, обработав поверхность пламенем из горелки. Это делается очень быстро. Это вызывает окислительную химическую реакцию, и краска будет лучше держаться. Но так как не каждому такой способ подойдёт, то поверхность пластика протравливается химическим веществом, чтобы создать микронеровности и «открыть поры» пластика, за которые краска будет держаться. Эти грунты должны наноситься только на «голый» пластик.
Подготовка нового загрунтованного бампера
Некоторые новые бамперы продаются загрунтованными. Грунт, наносимый производителем, может различаться по составу. Невозможно точно определить какова адгезия этого грунта к пластику. Здесь остаётся довериться производителю бампера, подготавливать имеющийся грунт и красить, либо снимать его полностью и проделывать подготовку под краску по своей системе.
Если заводской грунт решили оставить, то его не нужно покрывать специальным грунтом для пластика, повышающим адгезию. Это может стать причиной дальнейшего сморщивания нанесённой краски.
Многие производители пластиковых бамперов покрывают их грунтом на водной основе. На такой грунт любая краска ложится хорошо. Такой грунт нужно обработать мелким абразивом под покраску. К примеру, можно использовать серый скотч-брайт с матирующей пастой. Далее остатки пасты смываются чистой водой, поверхность сушится, обезжиривается и окрашивается.
Советы:
- Нужно тщательно многократно отмыть пластиковый бампер. Быстрой протирки недостаточно. Текстурированные бампера нужно отмывать более интенсивно, используя мягкую щётку.
- Очистка и обезжиривание пластика должны производиться незадолго до окрашивания. Если проходит много времени после обработки, то восковое вещество может проникать на поверхность из пластика снова.
- Нанесение краски слишком рано после очистки и обезжиривания может вызвать дефекты лакокрасочного покрытия. После обезжиривания нужно выждать 15 минут (при комнатной температуре), чтобы все вещества очистителя испарились. Далее краску желательно нанести в течение следующих 30 минут. В это время будет сохраняться оптимальная адгезия.
- По технологии, после усилителя адгезии можно наносить грунт SEALER . Это грунт, функция которого дополнительно улучшить адгезию. В случае с ремонтированной поверхностью, он служит как грунт-изолятор, а также как выравнивающий грунт. При его нанесении, никакие ремонтные материалы не будут влиять на краску. Его можно применять по желанию. В случае с новым бампером, колерованный под цвет краски грунт-SEALER, поможет уменьшить количество наносимой краски.
- При окрашивании нужно помнить, что при увеличении толщины лакокрасочной плёнки, уменьшается её эластичность, что критично для пластика.
- При покраске бамперов можно применять добавку-пластификатор. Её добавляют в грунт (наполняющий, но не тот, что повышает адгезию) и лак, но не в базу, 10% — 20% от лакокрасочного материала. Эта добавка увеличивает время сушки. При окраске светлым металликом может увеличиться разница в оттенках. Дольше время застывания позволяет металлическим частичкам осесть по-другому. С использованием пластификатора лак растекается лучше. При использовании пластификатора улучшается устойчивость к сколам и образованию мелких трещин на лаке при незначительных ударах.